Предлагаемая схема защиты электродвигателя трёхфазного тока обеспечивает дополнительную защиту двигателя от пропадания одной из фаз, например, при перегорании предохранителя или неисправности пусковой аппаратуры.
Песня В.С. Высоцкого - Наши предки люди тёмные и грубые 1,6 Мб
Эту схему, как рационализаторское предложение, я предлагал несколько десятков лет назад. Схема довольно простая, однако обеспечивает надёжную защиту. При пропадании одной из фаз или плохом контакте в цепи электродвигателя, ток в остальных фазах увеличивается, электродвигатель перегревается и может выйти из строя. Это может произойти и при перегорании одного из предохранителей, окислении контактов пускателя, перегорании обмотки теплового реле.
Обычно практикуемая замена предохранителей на номинал большего тока или «жучки», а также загрубление или закорачивание теплового реле повышают вероятность сгорания электродвигателя.
Предлагаемая защита трёхфазного двигателя от пропадания фазы будет работать даже при «дубовых» предохранителях и отсутствии других видов защиты.
На рисунке изображена реверсивная схема электродвигателя трёхфазного тока с дополнительной защитой. Схема защиты трёхфазного двигателя содержит два реле напряжения KV1 и KV2, подключенные после пускателя и теплового реле КК.
При нажатии одной из пусковых кнопок, например SA2, включится пускатель КМ1, который подаст напряжение на электродвигатель МА и на реле напряжения KV1 и KV2. Контакты этих реле включены в цепь самоподхвата пускателя КМ1 и КМ2. При отсутствии напряжения на одной из фаз, одно или оба реле окажутся без напряжения и при отпускании пусковой кнопки пускатель и электродвигатель отключатся. Аналогично работает и пускатель для включения электродвигателя в другом направлении. Если пропадание фазы на электродвигателе произойдёт во время работы двигателя, то реле напряжения также отключат пускатель электродвигателя.
Стабилитроны VD1, VD2, VD3 и VD4 необходимы, чтобы увеличить чувствительность схемы к изменениям напряжения. Причина в том, что электродвигатель, подключенный к двум фазам, будет работать как автотрансформатор с выводом посередине обмотки. Значит, напряжение на 3-м свободном выводе электродвигателя будет равно половине приложенного напряжения 380В и составит 190В. Этого напряжения может быть достаточно для удержания обычного реле, например, на 380В. Решить проблему можно несколькими способами. Существуют специальные реле напряжения, которые способны отключаться при небольшом коэффициенте возврата или использовать специализированные реле обрыва фазы. Но можно повысить чувствительность к снижению напряжения и для обычных реле с помощью стабилитронов. Для этого в каждое плечо вместо диода ставим параллельно по два стабилитрона, включенных в разных направлениях. При использовании стабилитронов К680А на напряжение 180В при подаче напряжения 380В на обмотке реле будет 200В, а при обрыве фазы только 10В, поэтому возможно использование обычных реле на напряжение 220В. Лучше всего использовать реле на напряжение 110В, а «лишние» 270В погасить с помощью цепочки из стабилитронов КС650А на напряжение стабилизации 150В и КС620 на напряжение 120В.
В отличие от промышленных реле защиты электродвигателя, предлагаемая схема может работать с электродвигателями любой мощности, не содержит собственных силовых отключающих контактов, которые сами могут быть источником повреждения, а значит, надёжная в работе.
Традиционные, а тем более современные электронные устройства устройства защиты электродвигателей достаточно надёжны, но для их применения требуется высокая квалификация персонала и добросовестное отношение к работе. Необходимо правильно выбрать оборудование и его настройку под конкретный электродвигатель с учётом конкретных особенностей работы конкретного двигателя.
Электродвигатели разной мощности и даже разного типа потребляют различный ток, поэтому им необходима индивидуальная настройка защиты электродвигателя. Пусковой ток электродвигателей малой и средней мощности может превышать номинальный в 3-7 раз. Чаще всего для защиты электродвигателя применяют предохранители, а также автоматические выключатели с быстродействующими электромагнитными расцепителями и тепловыми реле. Электродвигатель может выдерживать большой пусковой ток непродолжительное время. Поэтому предохранители и электромагнитный расцепитель не должны срабатывать при пусковых токах, но должны обеспечить защиту при коротких замыканиях. Тепловые реле имеют большее замедление на срабатывание и защищают от повышенного тока потребления, например, при превышении нагрузки или заклинивания механизма. Время и ток срабатывания теплового реле зависит от температуры окружающей среды, частоты пуска и от того, работал ли двигатель непосредственно перед повышением тока. Поэтому настройка теплового реле обычно выбирается в пределах 1,2 - 1,5 от номинального тока, но у мало нагруженных двигателей может быть и меньше. Диапазон регулировки тепловых реле небольшой, поэтому для определённого двигателя нужно выбирать подходящее по параметрам реле.
Мощные двигатели, как правило, имеют более серьёзную защиту. У них применяются меры по плавному пуску, поэтому пусковой ток не так сильно отличается от номинального, но больше по продолжительности. Может дополнительно использоваться защита от минимального и максимального напряжения, от пропадания фазы, регулируемая по времени и току защита, иногда контроль частоты и другие защиты.
Современные электронные приборы защиты имеют больший диапазон регулировок как по времени, так и по току срабатывания и некоторые дополнительные возможности. Но, без правильной квалифицированной настройки, они могут принести больше вреда, чем пользы.
При вводе нового оборудования необходимо проверить соответствие настройки защиты параметрам конкретного электродвигателя. Для серьёзного дорогого оборудования желательно проверить параметры срабатывания защиты на стенде. При включении в работу проверить фактический режим работы двигателя по стационарным приборам или токовыми клещами. Механическая часть часть оборудования должна быть исправной, электрическая изоляция двигателя и схемы в норме, электрические контакты надёжно затянуты.
Сергей Южный
Компонент комментариев CComment