В результате определённых знаний и размышлений, чтения некоторых публикаций, у большинства людей появляются идеи, которые предположительно должны принести пользу и существенный доход от их воплощения. Изобретатели не всегда могут реализовать на практике свои изобретения. Даже для изготовления некоторых опытных образцов может понадобиться специальное оборудование и немалые денежные вложения. Тем более сложно наладить серийный выпуск уникальных изделий, организовать их продажу или использование. Поэтому изобретателям часто приходится обращаться за помощью в реализации своих идей к спонсорам или инвесторам.
В результате определённых знаний и размышлений, чтения некоторых публикаций, у большинства людей появляются идеи, которые предположительно должны принести пользу и существенный доход от их воплощения. Изобретатели не всегда могут реализовать на практике свои изобретения. Даже для изготовления некоторых опытных образцов может понадобиться специальное оборудование и немалые денежные вложения. Тем более сложно наладить серийный выпуск уникальных изделий, организовать их продажу или использование. Поэтому изобретателям часто приходится обращаться за помощью в реализации своих идей к спонсорам или инвесторам.
Спонсор, в отличие от инвестора, вкладывает свои деньги без цели получения собственной прибыли, хотя часто и на определённых условиях, например, регулярном информировании его о продвижении работ, предоставлении финансовой отчётности. Например, богатый спонсор может финансировать разработку лекарственных средств, которые могут помочь ему или его родным. Иногда спонсоры могу финансировать работы по решению экологических или других важных общечеловеческих проблем. А, вот рассчитывать на то, что спонсор построит для автора идеи завод или предприятие, на котором автор хочет зарабатывать деньги, рассчитывать не стоит.
Инвестор, в отличие от спонсора хочет вложить свои деньги в выгодный для себя бизнес и ищет для этого ценные идеи. Однако, прежде всего необходимо оценить перспективность идеи, которая предлагается для реализации. Неосознанно, или нарочно, но в интернете часто встречаются одни те же идеи, которые уже не раз обсуждались, и бесперспективность которых можно считать доказанной. Находится немало желающих продать такие идеи. Не исключаю вероятность того, что среди тысяч бесполезных безумных идей, найдётся и такая, которая поможет решить некоторые существенные проблемы и принесёт хорошую прибыль.
Авторов обычно интересует вопрос, как продать идею, которая может принести доход от её использования. Даже если идея вполне осуществима, то из-за сложности, дороговизны, небольшой эффективности и нецелесообразности применения, большинство патентов никогда не будут использоваться. В России из имеющихся патентов технически и экономически пригодных изобретений примерно единицы процентов, а реально используются только доли процентов изобретений, фактически по вине самих изобретателей. Но, даже одна удачная осуществлённая идея, может стать основой для долговременного успешного бизнеса. Поэтому поисками ценных идей можно и нужно заниматься. Иногда предприниматели пытаются использовать новаторские идеи без участия автора или специалиста, чтобы сэкономить на оплате, что не всегда удачно получается.
Инвестиции в продвижение новых идей и технологий довольно рискованный бизнес, но и доходы от использования инноваций могут во много раз больше, чем вложения в этот бизнес. Поэтому потенциальные инвесторы хотят знать как можно больше о проекте, в который предполагается вкладывать деньги. Автор идеи (а иногда и плагиатор), который предлагает идею для реализации, обычно тоже хочет заработать в виде разового платежа или от доли в бизнесе. Поэтому автор идеи обычно не раскрывает всех возможностей для реализации своего предложения. Проблема в том, что идею, в отличие от другого товара, нельзя дать хорошо рассмотреть, пощупать, а потом, если не сошлись в цене, забрать её обратно. Инвестор тоже не хочет платить за кота в мешке. Обычно в таких случаях рекомендую составить договор о неразглашении или написать себе письмо, а после получения не вскрывать его. Штемпель на письме с датой отправки должен служить подтверждением о приоритете идеи.
Авторам идей при поиске спонсоров или инвесторов, кроме обычной общедоступной рекламы желательно обращаться к организациям или к людям, сфера деятельности которых близка к их роду деятельности с идеями, которые те способны реализовать
Продажа идей в виде секрета (Ноу-Хау) разрешена и защищается законом (ст. 75 ГК РФ). При этом договаривающиеся стороны обязуются держать секрет в тайне, а за разглашение может быть предусмотрена ответственность. Но, если этот секрет становится общеизвестным или известным конкурентам и источник утечки информации не установлен, то секрет перестаёт быть секретом без всякой ответственности за его использование. Это не самые лучшие варианты защиты приоритета. Но, покупать изобретения в виде идеи удобнее, если предполагается международное патентование.
Надёжнее всего идею защищают патенты на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Разумеется, предлагаемое решение должно соответствовать нескольким условиям патентоспособности, правильно оформлено и зарегистрировано. Патентуемая информация становится общедоступной, что и помогает её защите. При неправомерном использовании патента, всегда можно ссылаться на регистрацию под определённым номером. Патент с его полным описанием можно смело предъявлять для продажи любому заинтересованному лицу или любой организации. За нарушение патента предусмотрены довольно строгие меры, такие как уничтожение контрафактной продукции, сырья и оборудования для их изготовления, штрафы, компенсация ущерба и другие меры, предусмотренные 4-й частью ГК РФ.
Договор об отчуждении патента, лицензионный договор, а также другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение исключительным правом на изобретение, полезную модель или промышленный образец, заключаются в письменной форме и подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Важно оговорить и документально зафиксировать условия передачи прав на использование изобретения. Предположим, что автор изобретения разрешил его использование своим друзьям, знакомым, инвесторам, без юридического оформления за вознаграждение или даже бесплатно. Через некоторое время на патент найдётся покупатель, который купил этот патент со всеми правами за хорошую цену. Тогда те, кто использовал патент без оформления лицензии, скорее всего, будут подвергнуты довольно ощутимым санкциям.
При совместном использовании патента изобретателем и инвестором нужно письменно согласовать условия использования. Не исключено, что инвестор, который финансирует патентование, изготовление опытных образцов и несёт другие расходы, считает, что он имеет право на использование не своего изобретения без документального оформления. Некоторые изобретатели в свою очередь считают, что расходы понесённые инвестором без юридического оформления, это его добровольный бескорыстный взнос в благородное дело развития науки и закупленное инвестором оборудование и доход от изобретения принадлежит изобретателю весь или в значительной его части. Если такие вопросы заранее не согласованны, то из-за последующих разногласий сотрудничество прекратиться с выяснениями отношение.
Изобретателей очень интересует вопрос, на какое вознаграждение он может рассчитывать при использовании его изобретения. Вознаграждение владелец интеллектуальной собственности может получать в виде разового платежа (паушальный платёж) а также регулярных платежей (роялти). Встречал цифры, что обычно доля изобретателя в среднем составляет 2-10%. Правда, не совсем понятно из какой суммы берутся эти цифры. Если от прибыли, то обычно если её и получают, то чаще всего через несколько лет. В первые, годы велики расходы на строительство и аренду, на закупку и отладку оборудования, оформление и организацию бизнеса, поэтому будут только расходы. Прибыль идёт только после того, как окупились все предыдущие расходы. Из-за коммерческого риска или при двойной бухгалтерии, а также искусственном завышении расходов, прибыли может не быть никогда. Поэтому, если невозможно получить сразу всё желаемую сумму, то долю регулярных платежей лучше определять в процентах от продажи готовой продукции. Нужно также разграничивать долю изобретения в производстве. Если предлагается шайба для автомобиля, то доля изобретения в продукции не велика. Крупные фирмы могут иметь и использовать сотни патентов, и за каждый не будут платить несколько процентов. Доля автора выпускающего информационные продукты, может быть и больше половины их стоимости.
Компонент комментариев CComment