В альтернативной энергетике для накопления энергии чаще всего используют необслуживаемые аккумуляторы, которые почти не выделяют вредных газов удобнее в эксплуатации. Сложилось неверное мнение, что можно просто поставить необслуживаемые аккумуляторы и больше не нужно обращать на них никакого внимания. Однако, если не следить за режимом работы и состоянием этих аккумуляторов, то они быстро выйдут из строя.
Прежде всего, необходимо ознакомиться с техническими характеристиками в зависимости для конкретного типа, исполнения и ёмкости аккумулятора.
Для того, чтобы обеспечит заявленный срок службы аккумуляторов, необходимо обратить внимание и соблюдать температурный режим, который зависит не только от внешней температуры, но и от рабочего режима, а также условий для вентиляции и охлаждения. Если применяется батарея из нескольких аккумуляторов то условия для охлаждения аккумуляторов, находящихся внутри, будут хуже и не желательно, чтобы температура сильно отличалась в батарее, а тем более уходила за пределы допустимой.
Максимально допустимый разрядный ток и максимальный зарядный ток, зависят не только от типа применяемого аккумулятора, но и от его ёмкости. Чем больше ёмкость аккумулятора, тем больше допустимые токи заряда и разряда. Для соблюдения этих характеристик для конкретных аккумуляторов должны использоваться зарядные устройства на входе и преобразователи на выходе аккумуляторов, имеющие соответствующую настройку и защиту от превышения этих токов. Превышение допустимых токов заряда и разряда приводит к частым сбросам газов и высушиванию электролита, возможны и механические разрушения аккумуляторов. Если в обычных аккумуляторах при больших токах или при перезаряде выкипает электролит и потерю можно компенсировать доливкой дисциллированной воды, то у необслуживаемых аккумуляторов происходит необратимое высыхание электролита. Существуют аккумуляторы, в основном литиевые, имеющие встроенную защиту, но они довольно дорогие и редко используются как накопители энергии в альтернативной энергетике.
Чаще всего для накопления энергии используется не один аккумулятор, а батарея, состоящая из нескольких аккумуляторов. Собирать такую батарею надо из аккумуляторов одного типа, ёмкости и желательно из одной партии или с близкими сроками выпуска, предварительно проверенными, с очень близкими характеристиками. Если характеристики хотя бы одного аккумулятора существенно изменились, то, скорее всего очень скоро выйдут из строя и остальные. Поэтому в процессе эксплуатации необходимо регулярно следить за состоянием аккумуляторов.
При работе с необслуживаемыми аккумуляторами необходимо, прежде всего, следить за температурными и токовыми режимами. Особое внимание необходимо обращать на соответствие заданным параметрам напряжение от зарядного устройства при зарядке в буферном режиме. Для необслуживаемых аккумуляторов, у которых рабочим является буферный режим, важно точно установить напряжение зарядного устройства, доливать в них электролит при выкипании невозможно. Особенно важно также контролировать напряжение на аккумуляторах вольтметром, или лучше токовыми клещами в конце разряда. Если при последовательном соединении один из аккумуляторов окажется разряженным, то разряжать батарею дальше уже нельзя. Если разряд батареи продолжить, то отстающий аккумулятор после полного разряда начнёт перезаряжаться в другом направлении. Есть даже такой термин – переполюсовка. Это практически гарантирует выход аккумулятора из строя. Тогда нарушается нормальный рабочий режим всей батареи, поэтому менять лучше всю батарею аккумуляторов.
Кроме того, рабочий режим батареи аккумуляторов может нарушиться даже из-за небольшого увеличения переходного сопротивления в одном из аккумуляторов или в контактах соединительных проводов. Например, переходное сопротивление контакта всего 0, 05 Ом, при токе через него равному 50 А, согласно закону Ома даст падение напряжения на этом контакте 2,5 В, что может нарушить рабочий режим всей системы. Выделяющаяся тепловая мощность на этом контакте будет равна 125 Вт. При больших мощностях, а значит и токах, наличие такого переходного сопротивления приведёт к более серьёзным последствиям.
Замерять небольшие по величине переходные сопротивления контактов, а тем более аккумуляторов омметрами довольно сложно. Для таких измерений опять воспользуемся законом Ома. Для этого измеряем падение напряжения на подозрительных контактах или перемычке в рабочем режиме, желательно при большом зарядном или разрядном токе. Например, параллельно перемычке измеряем напряжение на выводах соседних аккумуляторов. Падение напряжение должно быть самым минимальным, если оно есть, то разделив измеренное напряжение на ток, получаем величину сопротивления в Омах. Проверить исправность аккумуляторов можно аналогично. Для этого проверяем напряжение на аккумуляторах без нагрузки, а потом под максимальной нагрузкой. Чем больше разница в показаниях, тем хуже состояние аккумулятора. Проверить исправность аккумулятора таким образом можно, если они заряжены. По мере разряда переходное сопротивление увеличивается. Если аккумуляторы отдают максимальный ток, их характеристики близки или одинаковы, то аккумуляторы исправны.
При эксплуатации необслуживаемых аккумуляторов необходимо избегать их глубокого разряда. Как правило, кислотные аккумуляторы способны перенести 1000 циклов разряд-заряд только в том случае, если их разряжали не больше, чем на 30% их ёмкости. Если разряжать аккумуляторы на 70%, то количество циклов заряд-разряд уменьшится до 200. Если разряжать аккумуляторы больше, и они будут находиться в разряженном состоянии долгое время, то это ещё больше сократит срок их службы. В этом случае уменьшается ёмкость аккумуляторов, увеличивается внутреннее сопротивление, увеличивается саморазряд и аккумуляторы не способны выдавать нужный ток.
Компонент комментариев CComment